Рекомендуется прокачивать уровень во время простоя между каждым приключением. Таким образом, кампания «Тень повелителя демонов» рассчитана на 11 приключений, прежде чем персонажи достигнут вершины своих способностей и затем уйдут на пенсию. Этот ограниченный размер кампании рассчитан на то, чтобы соответствовать расписанию взрослых игроков с плотным графиком работы.
Магия разбита на множество традиций, в которых есть заклинания по тематике. Когда персонаж получает знания о традиции, он также получает доступ к одному или нескольким заклинаниям нулевого уровня. По мере того как персонаж приобретает больше магических знаний, он может либо выучить больше заклинаний из той же традиции, либо получить знания о других традициях.
Эти традиции включают в себя такие вещи, как хаос, сражения, исцеление, телепортация, проклятия или такие стихии, как огонь. По мере того как персонажи приобретают все больше власти в различных традициях, это, как правило, оказывает сверхъестественное воздействие на их личность и внешний вид. Маг, развивший способности в традиции огня, может быть горячим на ощупь, иметь яркие блестящие глаза и дурной характер. Мастер традиции защиты со временем может стать осторожным или даже параноидальным, поскольку он становится все более сосредоточенным на защите себя от опасности. Некоторые традиции также имеют особое культурное значение. Традиция жизни связана со священным орденом под названием Дом исцеления, и ожидается, что все персонажи, которые ее изучают, будут иметь определенные татуировки и носить малиновый плащ.
Некоторые из темных традиций, такие как проклятия и некромантия, также приводят к тому, что персонаж получает порчу с каждым заклинанием, которое он изучает в этой традиции.
По мере того как персонажи осваивают магические знания, они постепенно увеличивают свой показатель силы. Показатель силы дает количество применений в день каждого известного им заклинания. Итак, персонаж с показателем силы, равным двум, может использовать каждое из своих заклинаний нулевого уровня три раза в день, а заклинание первого уровня — дважды в день, и — если он знает какие-либо заклинания второго уровня — он может использовать их только один раз в день. Персонаж с семью баллами силы может использовать одни и те же заклинания нулевого уровня восемь раз в день и сможет использовать свои заклинания второго уровня по три раза в день. Эта таблица включает использование в день заклинаний до 10-го уровня, хотя в основной книге нет перечисленных в ней заклинаний выше пятого.
Это делает конкретных магических персонажей довольно специализированными по школе, если они хотят достичь какого-либо серьезного уровня силы. Специалисты по магии широкого профиля, как правило, имеют доступ ко многим школам, но изучат в них только заклинания нулевого уровня.
В Shadow of the Demon Lord есть система планирования столкновений, основанная на очках. Различные монстры имеют значения сложности в диапазоне от 1 до 500. Встречи описываются в зависимости от уровня сложности — от легкого до среднего, от сложного до трудного. в разных диапазонах уровней у нас будет разное количество очков, чтобы достичь соответствующей сложности. Например, встреча средней сложности для группы из трех-пяти персонажей начального уровня составит от 11 до 30 очков.
Shadow of the Demon Lord — это, безусловно, современная ролевая игра: она предполагает ежедневное количество встреч со смешанными трудностями для разработки приключения. Модель приключений, рекомендованная в разделе GM shadow of the Demon Lord, предполагает от пяти до семи фиксированных встреч за приключение, с учетом конкретных целей для разных уровней игры.