По мере того, как год шел, и все больше и больше известных компьютерных экшенов проскальзывали в 2002 год, Return to Castle Wolfenstein стал единственным шутером triple-A, который, вышел к праздничному сезону 2001 года. У него определенно есть родословная блокбастера. Это продолжение Wolfenstein 3D — шутера от первого лица id Software, который определил жанр, — который сам по себе был продолжением любимого Apple II классического Castle Wolfenstein. В разработке Return to Castle Wolfenstein фактически участвовали две отдельные команды, обе из которых контролировались id Software. Первая команда, Gray Matter Studios, которая под именем Xatrix ранее продюсировала Redneck Rampage и Kingpin, была нанята для создания одиночной кампании, в то время как новая компания разработчиков, Nerve Software, сосредоточила свои усилия на многопользовательской составляющей. Все эти факторы способствовали некоторым, возможно, неоправданно завышенным ожиданиям. Теперь, когда ожидание закончилось и игра вышла, можно официально заявить, что однопользовательский режим Wolfenstein хорош. Весьма хорош.
Wolfenstein — это в первую очередь шутер с бегом и стрельбой с примесью некоторых стелс-секций. В нем также есть вражеские охранники, вступающие в разговоры, когда вы приближаетесь к ним, в основном защитный ИИ для этих охранников и ролики между уровнями, в которых рассказывается о встречах между вашими начальниками на домашней базе. К сожалению, игре не удается создать никаких запоминающихся персонажей — даже собственного героя игры, Б.Дж. Блацковица, который никогда не произносит ни слова. Ролики между миссиями особенно утомительны; они длинные, визуально и драматически неинтересные.
В то время как исполнение истории, которая включает в себя вашу попытку остановить нацистов от создания биомеханических зомби-суперсолдат, провалилось, графика Wolfenstein пользуется ошеломляющим успехом. Вооруженная движком Quake III: Team Arena, Gray Matter оправдала созданный ею прецедент великолепных визуальных эффектов с Kingpin, самой красивой и уникальной из всех игр на базе Quake II. 27 уровней Wolfenstein распределены по семи миссиям и отличаются большим разнообразием окружения. Уровни чередуются между обширными сценами на открытом воздухе, такими как лагерь с большим количеством холмистой местности, окружающей его, и интерьерами, которые варьируются от тесных гробниц до массивных, богато украшенных замковых покоев. Качество и детализация текстур и освещения уровней одинаково превосходны.