СКЛОНЯЯСЬ К ПРОЦЕДУРАЛИЗМУ
“Здесь мы сталкиваемся с еще одной, очень положительной чертой игры: она создает порядок, сама является порядком. В несовершенный мир и в неразбериху жизни это приносит временное, ограниченное совершенство. Игра требует абсолютного и всевышнего порядка. Малейшее отклонение от него «портит игру”, лишает ее характера и делает бесполезной.»
— Homo Ludens
“Homo Ludens” — основополагающая работа в области изучения игр и истории культуры в целом. Написанная голландским историком Йоханом Хейзингой и опубликованная в 1938 году, она определяет игру как особую естественную деятельность, которая существует вне повседневного выживания, только с целью свободы и веселья. Однако один важный элемент отличает игру от других видов досуга — для игры требуются правила.
Процесс игры производит “игры” или то, что RPG-сообщества любят называть “системами”, каждая из которых имеет набор правил, даже игры животных. Пример Хузинги — собаки, играющие в драку, притворяющиеся разъяренными. Собаки кусают друг друга, но никогда не причиняют вреда, как это было бы в реальном конфликте. Даже в игре щенков есть неписаные правила, которые в значительной степени подпадают под концепцию “честной игры». Однако RPG — это сложная игра, и у нее соответственно сложные наборы правил, в том числе и негласные.
Правила также бывают самых разных видов, особенно в сложных играх. В RPG мы часто фокусируемся на том, что я называю “механикой”; правилах, которые в значительной степени охватывают то, как работают события в вымышленной игре. Какие кости мы бросаем и что они означают, например, когда система моделирует бой. Механика почти всегда находится в центре внимания сборников правил, потому что без нее вообще невозможно играть в игру, и это цель большинства дизайнеров: поделиться своим особым видением игры с другими.
Однако есть правила другого рода. Правила о том, почему и как мы играем в более общем плане, которые я буду называть “Процедурой”. Процедуры — это форма правил для игры вне игры, правила использования правил. В то время как механика определяет, почему и что происходит в игре, процедуры определяют, как это происходит за столом. Процедура — это способ, которым мы, игроки, что-то делаем в игре.